Что такое -50? Я, признаюсь, не знал.
У нас была палатка, печка, дрова. Нас оставили на трассе, мы быстро поставили шатёр и спрятались в нём. В печи сделал съёмный колосник для Якутии, потому что нужно больше мощности. Поочерёдно дежуря, пережили ночь.
Утром мужики сказали было -60. Проверить нечем. Позже наш градусник по утрам показывал -50.
Когда закончили предстартовые приготовления, потеплело до -40 примерно. Вышли на маршрут. Солнце едва греет в самый разгар дня. Находится низко. Пока двигаешься - тепло, но вокруг лица вся одежда превращается в армированный лёд. Дышим в тряпочку, но долго так не пройдешь - не хватает свежего воздуха. Тряпку если с носа снял, она превращается в кусок льда. Его можно опять растопить дыханием, или нужно прокрутить бафу, дышать в свежее место. Последнее приятней.
Борода, кто придумал усы и бороду? Борода примерзает к одежде. Усы примерзают к бороде. Брови примерзают к шапке. Если слишком медленно моргнуть, то глаза уже не открываются от слипшихся ресниц. Растапливаю лёд на лице руками, срываю с бровей, ресниц и усов. Вокруг лица все деревянеет: капюшон и воротник стоят колом.
Сначала шёл в тонких перчатках под относительно тёплыми рукавицами. Были ещё пуховые рукавицы. Скоро оказалось, что пуховые залезают внутрь первых, и все три слоя более менее держат тепло. Все равно руки приходится отмахивать иногда. Палки без темляка держать невозможно, как я привык это делать в Забайкалье и Саянах. Только в темляках, почти не сжимая древко. В запасе ещё были очень тёплые рукавицы буран на флисе. Они спасали в самый сильный мороз, хотя не очень удобные в носке. Нужно обязательно вшить скользкий внутренний слой, чтоб легко надевались на перчатки.
Без внутренних перчаток вообще смерть, пальцы сразу же отъезжают, если нужно сделать мелкую работу.
Научился делать многие вещи, не снимая толстенные рукавицы, например расстегивать и застёгивать пояс рюкзака. Фастексы ненавижу, верните мне мои любимые широкие самосбросы! Нажимать на фастекс уехавшими пальцами через рукавицы - пытка.
В палатке и рюкзаке все должно быть сделано так, чтоб не надо было снимать рукавиц. Пока это не так, многое хочется переделать. На всех стропах на концах надо пришить ухватистые петли. Все концы строп должны быть длиной на две ширины рукавицы.
У меня все небольшие вещи хранятся в одном просторном мешке, сунул его в рюкзак, затянул одну стропу, пуховку притянул сверху резинками, и скорее бежать греться. Клапан в топку: лишние движения с мелкой моторикой. Рад, что его не взял, бесполезная вещь, и даже вредная. Спасибо, Серёга, научил.
Группа собирается медленнее, слишком много вещей, все надо разложить, затянуть, каждая вещь отнимает время и тепло. Лучшее снаряжение - снаряжение оставленное дома. Быстрые собираются минут на 15 раньше и выходят из лагеря. Остальные догоняют через полчаса. Не знаю как это исправить, репетировать сборы дома?
На ходке греешься движением. Для обедов быстро поняли, что нужно ставить шатёр с печкой. Костром не согреешься. Постоянно теряешь энергию.
Иногда баланс энергии жёстко отрицательный. То есть, пока ты что-то делаешь, твой ресурс тает. Если то, что ты делаешь, не приближает тебя к скорому теплу у печки, или приближает слишком медленно, можно просто не успеть. Иногда чувствую отчаяние: если раньше я мог восполнить тепло движением, теперь это не всегда возможно. Нужно во что бы то ни стало успеть организовать тепло. Чувствуешь, как тают минуты.
Нужно любой ценой развести огонь в печке. Для этого надо собрать мелочь или наделать щепы. Сложить аккуратно вниз, сверху большие дрова, в поддувало положить растопку, зажечь спичками. Зажигалка отъехала уже на старте. В печи почему-то уже просто от шатра возникает сильная тяга, спичку задувает. Первый раз мучился, потом научился зажигать с одной спички. Но если промешкать, пальцы отъезжают. С этим ничего сделать нельзя, нужно просто умудриться все сделать быстро и надёжно. Если пальцы уехали, манипулируешь теми бесчувственными кусками тела, что есть. Подушки пальцев задеревенели, появился маленький пузырь, но это не страшно.
Печка, кстати, нескладная, я этому радуюсь каждый раз, когда достаю из рюкзака. Ее не надо складывать и раскладывать. В рюкзаке места полно. Зато только ножки воткнул и трубу надел сверху. Все делается в рукавицах. Труба сворачивается как надо сама.
Порадовался хорошим ботинкам. Дорогие, заразы, но кайф. Пальцы на ногах не мёрзли за тем минусом, что во время заготовки дров от обездвиженности или пережатости кровь не поступала, и получил пару небольших пузырей. Если б не делал глупостей, было бы все идеально. Отмахивать почти не пришлось весь поход. Нужны тёплые наколенники обязательно, отдельные или вшитые в штаны. Стоял на колене, пилил дрова. Видимо застудил, вторую половину похода болело колено.
Дрова лучше не пилить, лучше рубить. Пилить мерзнут руки, слишком долго и физически затратно. От топора наоборот греешься. Нужно выбирать сушины до 8 см в диаметре и разрубать топором. Нужен обязательно острый топор, а не колун. Ручку лучше обклеить пористой резиной, чтоб легче сидела в руке, и руки не мерзли от напряжения. Лучше длинную ручку и легче сам топор. Фискарь работал, но правильно подготовленный топор на деревянном топорище в правильных руках даст больше скорости.
Один держит и подает сушину на какую-то твёрдую опору: пень или бревно. Второй ударяет топором по косой к волокнам, сушина переворачивается, удар с другой стороны. Потом удар по свисающей части, и дровина отламывается. Это греет, скорость заготовки дров выше раза в 2-3. Много щепы и есть брак, толстые куски сушин не разрубишь, но проще толстые выкинуть, и просто перемолоть больше верхушек сушин. Нетолстых лиственниц полно, тут толстые и не больно вырастают. Бензопила вообще не помощник, но мы никогда и не брали ее.
Утром высовываем нос из шатра, на градуснике -50. Я понимаю, что собираться не вариант. Остаёмся топить печь. На несколько метров выше нас полоса мерзлого тумана, заливающего долину Сунтара. Солнце пока за противоположным берегом реки, хотя я специально выбрал стоянку, чтоб поймать утрение лучи. Но солнце февраля встаёт слишком медленно, по низкой траектории. Позавтракали, но даю команду лежать ещё час. Подремали и наконец-то увидели лучи на боку палатки. Градусник в тени показывает -45, начинаем собираться. Собственно в это утро его и потеряли. Далее измеряли температуру по густоте тумана, исходящего от струи, простите за подробности, по всей ее длине. Если парит вся, значит ниже -40.
Прогнозы погоды нам давали достаточно точные. Скоро потеплело до -40, это приемлемо. Когда стало -30, это уже не считалось морозом. Когда -20, это уже тепло. -20 на Южном Урале раньше считалось морозом, смешно.
Если б вышли на недели две позже, мы бы не узнали, что такое отчаяние в -50. Жалею ли я, что начали поход 20 февраля? Нет, хотя я не знал, что такое -50. Я теперь немножко больше знаю про это. Если честно, это не слишком прикольно, и не так романтично, как я об этом думал. Самое главное: у тебя отрицательный баланс жизненного ресурса, и иногда ошибаться становится слишком дорого. Но я кое-что приобрёл: опыт и уважение к стихии.
Что будет в -60 я не знаю, но немного догадываюсь. Но как русские мужики вытаскивают прицеп, свалившийся с моста на реку в такую погоду по нескольку дней, я не могу себе представить.
ps. Прошу не воспринимать текст как хвастовство и призыв повторять наши действия. Выйти в этот район в это время - спорное решение, мы пошли на это сознательно, сознавая риски для маршрута и здоровья. Собственно по этой причине частью маршрута и пожертвовали, отсиживались в лесу. Для спорта и беспроблемного перемешения ходить разумно позже, в данный конкретный год поход стал похож на обычный лыжный поход где-то к началу марта.